Администрация МР Ногайский район
Республика Дагестан
П А С П О Р Т
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ В МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ «НОГАЙСКИЙ РАЙОН»
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН НА 2018-2022 ГОДЫ
П А С П О Р Т
МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ В МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ «НОГАЙСКИЙ РАЙОН»
РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН НА 2018-2022 ГОДЫ
Наименование Программы |
Муниципальная программа «Формирование современной городской среды в муниципальном районе «Ногайский район» на 2018-2022 годы (далее – Программа) |
Основание для разработки Программы |
Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Федеральный закон от 09 декабря 2016 года № 415-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов»; Постановление Правительства РФ от 10 февраля 2017 г. № 169 «Об утверждении правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды»; Приказ Минстроя России от 6 апреля 2017 г. № 691/пр «Об утверждении методических рекомендаций по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» на 2018-2022 годы»; Постановления Правительства РД от 31 августа 2017 г. № 195 «Об утверждении государственной программы Республики Дагестан «Формирования современной городской среды в Республике Дагестан» на 2018-2022 годы; Соглашение от № о предоставлении в 2018 году субсидии из республиканского бюджета Республики Дагестан бюджету муниципального района «Ногайский район» на поддержку муниципальной программы «Формирование современной городской среды в муниципальном районе «Ногайский район» на 2018-2022 годы (далее – Соглашение) |
Ответственный исполнитель Программы |
Администрация муниципального района «Ногайский район» Республики Дагестан (далее – Администрация) |
Участники Программы |
Администрация; подрядные организации; предприятия, организации, учреждения (по согласованию); жители муниципального района «Ногайский район»; ТСЖ, управляющие компании |
Цель Программы |
Повышение качества проживания на территориях населенных пунктов с численностью населения свыше 1000 чел., входящих в состав поселений муниципального района «Ногайский район» |
Задачи Программы |
Повышение уровня благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов поселений муниципального района «Ногайский район»; повышение уровня благоустройства муниципальных территорий общего пользования поселений; вовлечение заинтересованных граждан, организаций в реализацию мероприятий по благоустройству территорий поселений муниципального района «Ногайский район»; обеспечение доступности городской среды для маломобильных групп населения на территориях поселений муниципального района «Ногайский район» |
Целевые индикаторы и показатели Программы |
Увеличение количества благоустроенных дворовых территорий; увеличение количества благоустроенных муниципальных территорий общего пользования; увеличение доли площади благоустроенных общественных территорий, приходящихся на 1 жителя; доля реализованных комплексных проектов благоустройства от общего количества реализованных проектов благоустройства; доля дворовых и общественных территорий, благоустроенных с учетом их доступности для маломобильных групп населения |
Срок реализации Программы |
2018 – 2022 годы |
Объемы бюджетных ассигнований Программы |
Общий объем финансирования Программы в 2018-2022 годах за счет всех источников составляет 34922,0 тыс. рублей, из них: за счет средств федерального бюджета – 33176,0 тыс. рублей; за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан – 1746,0 тыс. рублей, в том числе на 2018 год: общий объем средств – 6984,4 тыс. рублей, из них: за счет средств федерального бюджета – 6635,2 тыс. рублей; за счет средств республиканского бюджета РД – 349,2 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы |
Реализация на территории муниципального района «Ногайский район» в 2018-2022 годах комплекса первоочередных мероприятий по благоустройству приведет к: - созданию механизма и современной муниципальной нормативной правовой базы реализации мероприятий по благоустройству, отвечающих современным требованиям к созданию комфортной среды проживания граждан; - формированию системы конкурсного отбора проектов по благоустройству, предполагающей отбор лучших и востребованных гражданами проектов; - повышению качества городской среды на территориях реализации проектов; - дополнительному приросту рабочих мест |
I. Характеристика текущего состояния сферы благоустройства
в муниципальном районе «Ногайский район»
Ногайский муниципальный район расположен на севере республики и граничит: с севера – с Калмыкией, с запада – со Ставропольским краем, с юга – с Чечней и с востока – с Тарумовским районом Дагестана.
На территории района расположен город Южно-Сухокумск – центр нефтяных и газовых промыслов северо-западной части Дагестана, составляющий отдельный городской округ и не входящий в состав района.
Площадь Ногайского района составляет 887,1 тыс. га. В пользовании хозяйств района находится 309,6 тыс. га, из них площадь сельхозугодий – 246,4 тыс. га, в том числе пашня – 30,6 тыс. га, 22% - орошаемая пашня. Остальная территория – земли отгонного животноводства. По территории – это самый крупный район Дагестана.
В Ногайский район входят 16 населенных пунктов, образующих 10 муниципальных образований.
Основные селения Ногайского района сосредоточены в его южной части. В центре же и на севере встречаются в основном кутаны (кошары) – отделения горских колхозов и совхозов, состоящих из нескольких жилых домов, загонов для скота, а также домики чабанов.
Районный центр находится в селении Терекли-Мектеб. Расстояние до республиканского центра г. Махачкалы – 216 км, до ближайшей железнодорожной станции Кизляр – 95 км.
Основная территория Ногайского района — это засушливая полупустыня с резко континентальным климатом. Часть Ногайской степи расположена ниже уровня океана на 28 м, к западу повышается уровень местности до 150 метров. Почвы светло-каштановые, песчаные. В районе часто дуют восточные сухие ветры, приносящие зимой холод (бывают морозы до -40 градусов), а летом жару (до 50 градусов). Обычно же зимы мягкие, с моросящими дождями или мокрым снегом. Весной и летом ветры нередко вызывают песчаные и пыльные бури, наносящие огромный ущерб сельскому хозяйству и населению района.
В хозяйственной специализации район является одним из крупных производителей продукции животноводства республики, ведущая отрасль – овцеводство. Земледелие здесь возможно лишь при искусственном орошении, чему способствует Ногайский обводнительный канал с развитой оросительной сетью.
Ногайский район характеризуется благоприятной демографической ситуацией. Положительная динамика естественного прироста в муниципальном районе связана с высоким уровнем рождаемости. Численность населения района на начало 2017 года составляет 19,2 тыс. человек. Плотность населения района – 2,16 человек на 1 кв. км.
Общая площадь жилого фонда – 435,0 тыс. кв. м., из них в 242-х многоквартирных домах – 37,0 тыс. кв. м. Обеспеченность населения Ногайского района жильем, в расчете на одного жителя, составляет 22,7 кв. м общей площади жилого фонда.
Протяженность автомобильных дорог по району – 332,5 км, из них федерального значения – 80 км, республиканского значения – 115 км, местного значения – 137,5 км, в том числе с асфальтовым покрытием – 15,2 км.
По району проходит автомагистраль Махачкала- Кочубей-Южно-Сухокумск-Буденовск, участок автодороги республиканского значения Кизляр-Терекли-Мектеб-граница Ставропольского края, нефтепровод «Баку-Тихорецк» протяженностью 103км., газопровод «Макат - Северный Кавказ» и «Моздок- Казимагомед», высоковольтная линия ВЛ-330 кВ» Буденовск- Чирюрт».
Из-за сухого степного климата, в районе нет постоянно текущих рек. Грунтовые воды, хотя и лежат на небольшой глубине, засолены и для питья непригодны. В качестве источников водоснабжения района используются подземные воды Терско-Кумского артезианского бассейна.
В Ногайском районе пробурено около 200 артскважин, из которых 185 –действующие. Действующие скважины неравномерно распределены на территории района, что создает избыток воды в одних местах и недостаток в других. Несмотря на значительные запасы пресных высоконапорных вод, многолетняя стихийная и бессистемная эксплуатация артезианского бассейна в нарастающих темпах привела к истощению запасов и ухудшению состава подземных вод некоторых участков, затоплению и засолению значительных массивов приартезианских земель, особенно в пределах населенных пунктов.
Основными источниками техногенного загрязнения артезианских вод вредными компонентами являются нефтеразведочная, нефтедобывающая и сельскохозяйственная деятельность человека.
В южной части Ногайского района Республики Дагестан, вблизи границы с Чечней и Ставропольским краем в урочище «Сосновка» находится памятник природы – можжевеловая роща. Площадь ее около 1000 га. Тянется она вдоль центра песчаной гряды на 15-20 км с северо-востока на юго-запад. Ширина полосы редколесий от 2 до 6 км. Мощная корневая система можжевельника играет противоэррозийную и водоохранную роль. На территории района также имеются буйно- зеленые лесные полосы и заросли из акации, вяза, лоха, тополей и арчи, имеющей неоценимое санитарно-гигиеническое и лечебно-профилактическое значение.
За последние годы созданы 3 базисных лесных питомника, с водоемами накопителями и бетонной лотковой сетью общей площадью 234 га, где выращивают стандартные сеянцы и саженцы ценных пескоукрепительных древесно-кустарниковых пород, таких как терескен, джузгун, вяз, лох, акация, тамарикс и другие.
Большую угрозу природе Ногайского района представляют несанкционированные мусорные свалки, они расположены около всех населенных пунктов района. Особенно большие по площади свалки расположены в г. Южно-Сухокумске и с. Терекли-Мектеб. На территории района имеется всего один оборудованный полигон для размещения и хранения ТБО в селе Кунбатар.
Мероприятия Программы направлены на решение существующих проблем в парковом хозяйстве с применением комплексного подхода к благоустройству, предусматривающего выполнение работ по повышению уровня благоустройства и озеленения общественных территорий муниципального района, содержанию и ремонту объектов благоустройства, организации новых парковых зон, улучшению экологической обстановки на территории МО «Ногайский район».
Из 16 населенных пунктов, наиболее крупными центрами социального тяготения, в которых должны получить развитие все отрасли социально-культурного обслуживания, включая создание комфортных условий проживания жителям села на основе реализации комплексных проектов благоустройства территорий, обеспечения их эксплуатации и содержания, в соответствии с утвержденными в муниципальных образованиях правилами благоустройства являются – с. Терекли-Мектеб с численностью населения 8,250 тыс.чел, с. Нариман – 1,974 тыс.чел, с. Червленные Буруны – 1,958 тыс.чел,, с. Кунбатар – 1,966 тыс.чел., с. Карагас – 1,796 тыс. чел. и с. Ортатюбе – 1,152 тыс.чел.
Прочие населенные пункты, относящиеся к сельским рядовым, будут иметь сеть объектов повседневного спроса и удобные связи с близлежащим центром социального тяготения.
Природно-климатические условия Ногайского района, его географическое положение и рельеф создают относительно благоприятные предпосылки для проведения работ по благоустройству территорий и развития инженерной инфраструктуры.
«Благоустройство» - совокупность мероприятий, направленных на создание благоприятных, здоровых и культурных условий жизни и досуга населения на территории муниципального образования, включающих в себя работы по строительству и ремонту объектов благоустройства, малых архитектурных форм, надлежащему санитарному содержанию территорий, освещению, озеленению, обустройству городской среды, внешней рекламы и информации, созданию внешнего облика населенного пункта.
В целях реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» и настоящей муниципальной программы:
понятие «городская среда» применяется как к городским, так и к сельским поселениям;
под благоустройством территорий муниципальных образований или под муниципальными образованиями подразумевается благоустройство территорий населенных пунктов с численностью населения свыше 1000 чел. – сс. Терекли-Мектеб, Нариман, Червленные Буруны, Кунбатар, Карагас и Ортатюбе;
благоустройство общественных территорий – мероприятия по благоустройству территории муниципального образования соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий);
под дворовой территорией понимается совокупность территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе парковками (парковочными местами), тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам;
использованы следующие сокращения:
приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды» основного направления стратегического развития Российской Федерации «ЖКХ и городская среда» – Приоритетный проект;
соглашение о предоставлении в 2018 году субсидии из республиканского бюджета Республики Дагестан бюджету муниципального района «Ногайский район» на поддержку муниципальной программы «Формирование современной городской среды в муниципальном районе «Ногайский район» на 2018-2022 годы – Соглашение;
администрация муниципального района «Ногайский район» Республики Дагестан – Администрация;
муниципальная программа «Формирование современной городской среды в муниципальном районе «Ногайский район» на 2018-2022 годы – Программа.
Проблема благоустройства территории является одной из самых насущных, требующей каждодневного внимания и эффективного решения. Необходимо принятие комплекса мер, направленных на приведение в надлежащее состояние территорий общего пользования, дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к дворовым территориям, от состояния которых во многом зависит качество жизни населения.
Текущее состояние большинства дворовых и общественных территорий в муниципальных образованиях не соответствует современным требованиям к местам проживания граждан, обусловленным нормами Градостроительного и Жилищного кодексов Российской Федерации. До настоящего времени благоустройство дворовых территорий осуществлялось по отдельным видам работ, без взаимной увязки элементов благоустройства. Некоторые виды работ по благоустройству практически не производились: работы по содержанию зеленых зон дворовых территорий, организации новых дворовых площадок для отдыха детей разных возрастных групп, устройство парковок для временного хранения автомобилей.
Существующее положение обусловлено рядом факторов: введение новых современных требований к благоустройству и содержанию дворовых территорий, недостаточное финансирование мероприятий в предыдущие годы, отсутствие комплексного подхода к решению проблемы формирования и обеспечения среды, комфортной и благоприятной для проживания населения.
При отсутствии проекта благоустройства получить многофункциональную адаптивную среду для проживания граждан не представляется возможным.
При выполнении работ по благоустройству необходимо учитывать мнение жителей и сложившуюся инфраструктуру территории для определения функциональных зон и выполнения других мероприятий.
Комплексное благоустройство территорий позволит поддержать их в удовлетворительном состоянии, повысить уровень благоустройства, создать гармоничную архитектурно-ландшафтную среду, обеспечить здоровые условия отдыха и жизни жителей.
Несмотря на имеющиеся положительные тенденции в развитии благоустройства и озеленения, необходимо отметить и ряд существующих проблем: недостаточное финансирование на выполнение работ по реконструкции зеленых насаждений рядовых посадок, созданию парковых зон.
Решениями Советов депутатов поселений Ногайского района муниципального района, в 2017 году приняты обновленные Правила благоустройства территорий муниципальных образований муниципального района «Ногайский район», в которых установлены требования к комплексному благоустройству микрорайонов и дворовых территорий муниципальных образований на долгосрочный период.
В настоящее время сфера благоустройства муниципальных образований муниципального района «Ногайский район» представлена следующими показателями:
количество и площадь благоустроенных дворовых территорий в муниципальных образованиях (обеспеченных твердым покрытием, позволяющим комфортное передвижение по основным пешеходным коммуникациям в любое время года и в любую погоду, освещением, игровым оборудованием для детей возрастом до пяти лет и набором необходимой мебели, озеленением, оборудованными площадками для сбора отходов), (ед./кв. м) – 0;
доля благоустроенных дворовых территорий от общего количества дворовых территорий, (%) – 0;
охват населения благоустроенными дворовыми территориями (доля населения, проживающего в жилом фонде с благоустроенными дворовыми территориями от общей численности населения муниципальных образований), (%) – 0;
количество и площадь площадок, специально оборудованных для отдыха, общения и проведения досуга разными группами населения муниципальных образований (спортивные площадки, детские площадки, площадки для выгула собак и другие), (ед./кв. м) – 20/10000;
доля населения, имеющего удобный пешеходный доступ к площадкам, специально оборудованным для отдыха, общения и проведения досуга, от общей численности населения муниципальных образований. Под удобным пешеходным доступом понимается возможность для пользователя площадки дойти до нее по оборудованному твердым покрытием и освещенному маршруту в течение не более чем пяти минут, (%) – 10;
количество общественных территорий в муниципальных образованиях (парки, скверы, набережные и т.д.), (ед.) – 35/502600;
доля и площадь благоустроенных общественных территорий (парки, скверы, набережные и т.д.) от общего количества таких территорий, (%/кв. м) – 28,6/143600;
доля и площадь общественных территорий от общего количества таких территорий, нуждающихся в благоустройстве, (%/кв. м) – 71,4/359000;
площадь благоустроенных общественных территорий, приходящихся на 1 жителя муниципального образования (кв. м/чел.) – 9,46;
объем финансового участия граждан, организаций в выполнении мероприятий по благоустройству дворовых территорий, общественных территорий в муниципальных образованиях, (млн. руб.) – 0;
трудовое участие граждан, организаций в выполнении мероприятий по благоустройству дворовых территорий, общественных территорий – регулярно проводимые субботники по их очистке и озеленению.
Уникальную возможность реализовать современные комплексные подходы к формированию комфортной городской среды дает реализация настоящей Программы, разработанной в рамках приоритетного проекта Российской Федерации «Формирование комфортной городской среды» стратегического направления «ЖКХ и городская среда».
До утверждения и начала реализации проект муниципальной программы «Формирование современной городской среды в муниципальном районе «Ногайский район» на 2018-2022 годыподлежит опубликованию для проведения в установленном порядке процедуры публичных обсуждений с привлечением широкой общественности, в соответствии с Порядком общественного обсуждения проекта муниципальной программы «Формирование современной городской среды в муниципальном районе «Ногайский район» на 2018-2022 годы, утвержденным постановлением администрации муниципального района «Ногайский район» от 20 ноября 2017г. № 228.
Реализация Программы осуществляется по направлению:
- благоустройство наиболее посещаемых муниципальных территорий общего пользования (общественных территорий) в муниципальных образованиях.
Мероприятиями настоящей программы предусматривается благоустройство наиболее интенсивно используемых жителями территорий, территорий жилой застройки, общественных территорий, территорий, приспособленных для выполнения разнообразных функций (многофункциональные территории) и другие.
В целях организации процесса комплексного благоустройства, по результатам инвентаризации и оценки текущего состояния сферы благоустройства, проведенного в ходе натурного обследования территорий населенных пунктов Ногайского района с численностью населения свыше 1000 чел., администрацией проводятся мероприятия по подготовке паспорта благоустройства территорий, который позволит оптимизировать как процесс ухода и содержания территорий, так и их дальнейшего развития (например, осуществить проектирование и строительство детских площадок, размещение мест отдыха, выделение дополнительных мест для парковки и т.д.).
Паспорт благоустройства территорий, подготовленный в соответствии с формой, утвержденной приказом Минстроя РД от 16.06.2017 г. № 112 «Об утверждении Порядка инвентаризации благоустройства дворовых территорий, общественных территорий, территорий индивидуальной жилой застройки и территорий в ведении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», включает границы и общую площадь территории, присутствующие и планируемые к размещению объекты благоустройства и их характеристики (в том числе общий уровень благоустройства – состояние дорожного покрытия, освещенность территории, наличие и состояние малых архитектурных форм, и т.д.). Паспорт также сопровождается картографическими материалами с нанесенными на них объектами благоустройства.
II. Приоритеты политики благоустройства, формулировка целей
и постановка задач Программы
Современный гражданин воспринимает всю территорию населенного пункта как единое пространство и ожидает от него безопасности, комфорта, функциональности и эстетики. Рационально выстроенная городская среда позволяет снизить градус социальной напряженности, на освещенных людных улицах ниже уровень преступности, при наличии безопасных и современных спортивных площадок увеличивается доля населения, регулярно занимающегося спортом, снижается уровень заболеваемости.
Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации Программы определены:
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг»;
Паспортом Приоритетного проекта, утвержденным президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 21 ноября 2016 г. № 10);
Государственной программой Республики Дагестан «Формирование современной городской среды в Республике Дагестан» на 2018-2022 годы, утвержденной постановлением Правительства РД от 31 августа 2017 г. № 195.
1. В этой связи, приоритетами муниципального района «Ногайский район» в области благоустройства являются:
создание безопасной, удобной, экологически благоприятной и привлекательной городской среды, доступной для инвалидов и других маломобильных групп населения;
учёт потребностей и запросов жителей и других субъектов городской среды, их непосредственное участие на всех этапах реализации Программы;
обеспечение соответствия элементов городской среды на территориях муниципальных образований установленным критериям;
обеспечение надлежащего содержания и ремонта объектов и элементов благоустройства территорий муниципальных образований.
2. Целью Программы является повышение качества проживания на территориях населенных пунктов с численностью населения свыше 1000 чел., входящих в состав поселений муниципального района «Ногайский район».
3. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
повышение уровня благоустройства муниципальных территорий общего пользования муниципальных образований (парков, скверов, набережных и т.д.);
вовлечение заинтересованных граждан, организаций в реализацию мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований;
обеспечение доступности городской среды для маломобильных групп населения.
III. Сроки реализации Программы, контрольные
этапы и сроки их реализации
Реализация Программы рассчитана на один этап с 2018 по 2022 год. План реализации Программы со сроками наступления контрольных событий приведен в Приложении № 3.
IV. Обоснование значений целевых индикаторов
и показателей Программы
Показатели и индикаторы Программы приняты в увязке с ее целями и задачами и, с учетом необходимости обеспечения достижения приоритетов государственной политики муниципального района «Ногайский район» в сфере реализации Программы.
Достижение показателей и индикаторов обеспечивается путем выполнения (реализации) всех мероприятий Программы.
Перечень показателей и индикаторов Программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации приведен в Приложении № 1.
Количество показателей Программы сформировано исходя из принципов необходимости и достаточности для достижения целей и решения поставленных задач.
Использованная система показателей (индикаторов) Программы позволяет очевидным образом оценивать прогресс в достижении всех целей и решении всех задач Программы и охватывать существенные аспекты достижения цели и решения задачи. Показатели (индикаторы) имеют запланированные по срокам исполнения количественные значения.
Значения показателей (индикаторов) могут уточняться.
V. Информация по ресурсному обеспечению Программы
Общий объем финансирования Программы в 2018-2022 годах за счет всех источников составляет 34922,0 тыс. рублей, из них:
за счет средств федерального бюджета – 33176,0 тыс. рублей;
за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан – 1746,0 тыс. рублей.
Финансовое участие местного бюджета муниципального района «Ногайский район» в реализации мероприятий Программы не планируется.
Расходы на реализацию мероприятий Программы также приведены
в Приложении № 2 к Программе.
VI. Описание мер регулирования органами местного самоуправления
Ответственный исполнитель Программы – Администрация, совместно с участниками Программы несут ответственность за качественное и своевременное исполнение мероприятий, эффективное использование выделяемых бюджетных средств.
1. Для обеспечения реализации Программы Администрация, как ответственный исполнитель:
ежегодно заключает с ответственным исполнителем государственной программы Республики Дагестан «Формирование современной городской среды в Республике Дагестан» на 2018-2022 годы – Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан (Минстрой Дагестана) Соглашение о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Республики Дагестан бюджету муниципального района «Ногайский район» на поддержку Программы (далее – Соглашение);
ежегодно согласовывает с Минстроем Дагестана уточненные показатели эффективности Программы на соответствующий год и ежегодно отчитывается о ходе их выполнения;
осуществляет реализацию мероприятий Программы;
обеспечивает назначение ответственного лица и размещение информации в модуле «Формирование комфортной городской среды» государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ);
обеспечивает внесение изменений в мероприятия Программы;
представляет отчеты и информацию о ходе реализации Программы.
2. Реализация мероприятий Программы связана с рисками, оказывающими влияние на конечные результаты, к числу которых относятся:
бюджетные риски, связанные с дефицитом бюджетных средств и возможностью невыполнения мероприятий Программы;
социальные риски, связанные с низкой социальной активностью населения, отсутствием массовой культуры соучастия в благоустройстве дворовых территорий;
управленческие (внутренние) риски, связанные с неэффективным управлением реализацией Программы, низким качеством межведомственного взаимодействия, недостаточным контролем над реализацией Программы, недостаточно высоким уровнем качества проектов по благоустройству и т.д.
Для предотвращения рисков, снижения вероятности возникновения неблагоприятных последствий и обеспечения бесперебойности реализации мероприятий Программы Администрация реализует следующие возможности:
реализация на территории муниципального образования требования об обязательном закреплении за собственниками, законными владельцами (пользователями) обязанности по содержанию прилегающей территории;
наличие сформированного запроса потребителя на проживание в комфортной и безопасной городской среде, системы «обратной связи»;
проведение информационно-разъяснительной работы в средствах массовой информации, в целях стимулирования активности участия граждан и бизнеса в реализации проектов по благоустройству;
проведение обучения представителей Администрации и их последующее участие в реализации проектов позволит создатьсовременные компетенции по вопросам создания комфортной городской среды и реализовать проекты по благоустройству с учетом современных требований;
формирование четкого графика реализации Соглашения с максимально конкретными мероприятиями, сроками их исполнения и ответственными лицами;
создание системы контроля и мониторинга в режиме онлайн за исполнением Соглашения, позволяющей оперативно выявлять отклонения от утвержденного графика и устранять их.
VII. Перечень программных мероприятий
и механизм реализации Программы
Основные мероприятия Программы сформированы исходя из необходимости комплексного решения поставленных задач и достижения целей, направленных на повышение уровня благоустройства территорий муниципальных образований, с указанием целевых показателей и сроков их реализации.
1. Для решения задач планируется проведение следующих основных мероприятий:
благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов в муниципальных образованиях;
благоустройство общественных территорий в муниципальных образованиях;
реализация комплексных проектов благоустройства территорий в муниципальных образованиях;
проведение мероприятий по обеспечению физической, пространственной, информационной доступности городской среды для различных групп населения, в том числе создание безбарьерной среды для маломобильных граждан в зоне общественных пространств муниципальных образований.
Кроме того, формализация показателей (индикаторов) Программы и установление их значений выполнены с учетом их соотношения с показателями Правил предоставления федеральной субсидии, Правил предоставления республиканской субсидии, паспорта Приоритетного проекта, документов стратегического планирования федерального и республиканского уровней с обеспечением преемственности в наименованиях показателей различных уровней и методики их расчета.
2. При формировании Программы Администрацией осуществлены следующие мероприятия (в том числе в порядке подготовки к формированию Программы):
проведен анализ состояния территориального развития муниципальных образований, в том числе определение перспективы их развития;
сформированы соответствующие перечни и определены приоритеты развития с учетом полученной информации;
проведен анализ текущего состояния территорий муниципальных образований: проведена инвентаризация и составлены документы (в том числе в электронном виде), описывающие все объекты благоустройства, расположенные на территориях муниципальных образований, их техническое состояние, типологизацию указанных объектов, а также структуру собственности земельных ресурсов и объектов благоустройства (по видам собственности), нанесены описываемые объекты благоустройства на карты;
проведено описание существующих проблем на основании проведенного анализа, сформулированы предложения по их решению;
проведен экспертный анализ полученных материалов, в том числе с привлечением соответствующих муниципальных образований, и выработаны по их результатам предложения по мероприятиям для включения в Программу;
сформирован адресный перечень всех дворовых территорий многоквартирных домов, нуждающихся в благоустройстве и подлежащих благоустройству в период реализации Программы исходя из минимального перечня работ по благоустройству, по итогам проведения инвентаризации и общественного обсуждения проекта Программы. Очередность благоустройства определена в порядке поступления предложений заинтересованных лиц об их участии в выполнении указанных работ. К заинтересованным лицам относятся представители органов власти, местного самоуправления, бизнеса, общественных объединений, физические лица, заинтересованные в проекте благоустройства и готовые участвовать в его реализации;
сформирован адресный перечень всех общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве и подлежащих благоустройству в период реализации Программы, по итогам проведения инвентаризации и общественного обсуждения проекта Программы;
сформирован адресный перечень подлежащих созданию (восстановлению, реконструкции) объектов централизованного питьевого водоснабжения муниципальных образований по итогам общественного обсуждения проекта Программы;
сформирован адресный перечень объектов недвижимого имущества (включая объекты незавершенного строительства) и земельных участков, находящихся в собственности (пользовании) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, подлежащих благоустройству не позднее 2022 года за счет средств указанных лиц в соответствии с заключенными с Администрацией соглашениями, по итогам проведенной инвентаризации и общественного обсуждения проекта Программы.
3. С учетом результатов общественного обсуждения, проведенного в установленном порядке, а также особой значимости территорий (открытые общественные пространства, отвечающие как минимум двум критериям - центральность расположения, историко-культурная и/или природная значимость, высокая популярность (востребованность) у населения) в целях благоустройства отобраны следующие объекты, расположенные на территориях муниципальных образований:
Адресный перечень общественных территорий, прошедших общественное обсуждение и, подлежащих благоустройству |
|||||||
№№ п/п
|
Наименование и адрес общественной территории |
Перечень работ по благоустройству |
Год реализации |
||||
|
|
|
|
|
|||
с. Терекли-Мектеб, парк им. Капельгородского |
Устройство пешеходных дорожек, обеспечение освещения, установка скамеек, установка урн для мусора, установка малых архитектурных форм, ограждений, озеленение |
2018 |
|
|
|
|
|
с. Терекли-Мектеб, ул. им. кавалера трех орденов славы Асанова |
2018 |
|
|
|
|
||
с. Терекли-Мектеб, парк им. Воинов-интернационалистов, участников и жертв боевых действий и участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС |
2018 |
|
|
|
|
||
с. Терекли-Мектеб, территория возле РДК по ул. Карла Маркса |
2018 |
|
|
|
|
||
с. Терекли-Мектеб, территория возле районной библиотеки по ул. Карла Маркса |
2018 |
|
|
|
|
||
с. Нариман, Центральный парк |
Устройство пешеходных дорожек, обеспечение освещения, установка скамеек, установка урн для мусора, установка малых архитектурных форм, ограждений, озеленение |
|
2019 |
|
|
|
|
с. Нариман, территория вокруг памятника Павшим воинам |
|
2019 |
|
|
|
||
с. Нариман, центральная улица им. Н. Батырова |
|
2019 |
|
|
|
||
с. Нариман, территория перед зданием библиотеки |
|
2019 |
|
|
|
||
с. Нариман, территория перед зданием СДК |
|
2019 |
|
|
|
||
с. Червленные Буруны, Сельский парк |
Устройство пешеходных дорожек, обеспечение освещения, установка скамеек, установка урн для мусора, установка малых архитектурных форм, ограждений, озеленение |
|
|
2020 |
|
|
|
с. Червленные Буруны, парк Воинской славы |
|
|
2020 |
|
|
||
с. Червленные Буруны, Центральная площадь |
|
|
2020 |
|
|
||
с. Червленные Буруны, центральная улица им. Камо Сабутова |
|
|
2020 |
|
|
||
с. Червленные Буруны, территория возле СДК |
|
|
2020 |
|
|
||
с. Кунбатар, Центральный парк |
Устройство пешеходных дорожек, обеспечение освещения, установка скамеек, установка урн для мусора, установка малых архитектурных форм, ограждений, озеленение |
|
|
|
2021 |
|
|
с. Кунбатар, парк Воинской славы |
|
|
|
2021 |
|
||
с. Кунбатар, центральная улица им. Курманалиева |
|
|
|
2021 |
|
||
с. Кунбатар, центральная улица им. Эдиге |
|
|
|
2021 |
|
||
с. Карагас, парк им. Амангазиева |
|
|
|
2021 |
|
||
с. Карагас, создание парка Воинской славы на юго-западе села |
|
|
|
2021 |
|
||
с. Карагас, центральная улица Школьная |
|
|
|
|
2022 |
||
с. Карагас, территория возле СДК |
|
|
|
|
2022 |
||
с. Ортатюбе, сельский парк |
|
|
|
|
2022 |
||
с. Ортатюбе, центральная улица им. Джанибекова |
|
|
|
|
2022 |
||
с. Ортатюбе, благоустройство пустыря между улицей им. Джанибекова и территорией сельской администрации |
|
|
|
|
|
2022 |
|
Адресный перечень подлежащих созданию (восстановлению, реконструкции) объектов централизованного питьевого водоснабжения |
|||||||
№№ п/п |
Объект водоснабжения |
Перечень работ
|
Год реализации |
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Адресный перечень объектов недвижимого имущества и земельных участков, находящихся в собственности (пользовании) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей |
|||||||
|
Наименование объекта |
Перечень работ
|
Год реализации |
||||
|
|
|
2018 |
2019 |
|
|
|
|
с.Ортатюбе |
Приведение фасада здания в надлежащий вид. Устройство перед зданием площадок из тротуарных плиток, установка урн для мусора
|
|
|
|
|
|
|
АЗС ул.Джанибекова, д.19А Зарманбетов Д.Э. |
|
|
|
|
|
|
|
Здание торгово-сервисного комплекса ул.Абдулжалилова, д.13 Дуйсакаев Е.Н. |
|
|
|
|
|
|
|
Магазин ул.Джанибекова, д.29 Сагиндикова Р.Ю. |
|
|
|
|
|
|
|
магазин ул.Курманалиева, д.9 Зарманбетова А.К. |
|
|
|
|
|
|
|
Магазин(филиал)ул. Джанибекова, д.1А Зарманбетова А.К. |
|
|
|
|
|
|
|
с.Карагас |
Приведение фасада здания в надлежащий вид. Устройство перед зданием площадок из тротуарных плиток, установка урн для мусора
|
|
|
|
|
|
|
магазин ул.Лермонтова , №16 Айдабулова Т.А. |
|
|
|
|
|
|
|
магазин ул.Лермонтова, 19 Ильясова М.А. |
|
|
|
|
|
|
|
магазин ул.Лермонтова, №39 Ильясова М.А. |
|
|
|
|
|
|
|
магазин ул.Лермонтова,№27 Нурлубаева В.У. |
|
|
|
|
|
|
|
магазин ул.Лермонтова, №31 Аблезова М.А. |
|
|
|
|
|
|
|
кафе ул.Лермонтова, №49 Салимов К.А. |
|
|
|
|
|
|
|
магазин ул.Лермонтова,№72 Менгласанов С.С. |
|
|
|
|
|
|
|
АЗС ул.Лермонтова, № 53 Койлубаев И.А. |
|
|
|
|
|
|
|
магазин ул. Лермонтова, №25 Аблезова С.О. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
с.Терекли-Мектеб |
Приведение фасада здания в надлежащий вид. Устройство перед зданием площадок из тротуарных плиток, установка урн для мусора |
|
|
|
|
|
|
магазин «Мир свежести» Ул. Эдиге -трасса 30/4 Каширова Гульфира Ибрагимовна |
|
|
|
|
|
|
|
Торговый дом «Батыр» Ул.Караногайская, 5 Бибулатов Батырхан Сергеевич |
|
|
|
|
|
|
|
Магазин «Азиза» Ул.Караногайская 1/а АбубекероваКурасхан Байгазиевна |
|
|
|
|
|
|
|
Ул.Терешковой 11«а» Толеева Марипат Юсуповна |
|
|
|
|
|
|
|
5.Магазин «Мир свежести» Ул.Терешковой УОС-8/4 Каширова Гульфира Ибрагимовна |
|
|
|
|
|
|
|
Магазин «Золотая Орда» Ул. Терешковой УОС- 8/6 Шамавова Марина Абдулмежитовна |
|
|
|
|
|
|
|
Магазин «Автозапчасти» Ул.Терешковой УОС- 13/3 Юсупханова Хадижат Гамзатовна |
|
|
|
|
|
|
|
Магазин продуктовый Ул.Абдулина12 Туртаева Нуржанат Адильгереевна |
|
|
|
|
|
|
|
Магазин смешанных товаров Ул.Терешковой Биккишиева Зульфира |
|
|
|
|
|
|
|
Магазин- гастроном «Алина» Ул.Эдиге -Трасса 30/1а Шугаипов Арсен Бегалиевич |
|
|
|
|
|
|
|
Магазин -гастроном на АЗС ул.Эдиге 80/4а Аджигайтканова Айганат Шамсудиновна |
|
|
|
|
|
|
|
Автомагазин запчасти на АЗС Ул.Эдиге 80/4б Аджигайтканова Маржанат Каирбековна |
|
|
|
|
|
|
|
Кафе-магазин «Океан» Ул.Караногая11/1 Аджибатырова Асиет Рашидовна |
|
|
|
|
|
|
|
Столовая «Алишер» Ул.Эдиге-трасса 10/7 Нургишиев Янтемир (Махмудова Альфия Янмемировна) |
|
|
|
|
|
|
|
Магазин «Рудана» Ул.Терешковой УОС, «13/2 Кидирниязова Руфина Шураевна |
|
|
|
|
|
|
|
Магазин Ул.Терешковой Джемалиева Насипли Юсупхановна |
|
|
|
|
|
|
|
Магазин Ул.Терешковой 2/1 Джумандыкова Нурбике Алевовна |
|
|
|
|
|
|
|
Магазин «Лоза» Ул.Эдиге 70/5 Менглигулов Абдул-Вахид Актаевич |
|
|
|
|
|
|
|
Компьютерный магазин «Процессор» Ул.Абдулжалилова Ахмедов Мурадбек Бексолтанович |
|
|
|
|
|
|
|
Пекарня «Баракат» Ул.Эдиге, 70/5 Галбецов Магомед Муртузалиевич |
|
|
|
|
|
|
|
Магазин «Подарки» Ул.Эдиге 70/6 Лукманова Гульфира Хайрудиновна |
|
|
|
|
|
|
|
Хоз.товары «Умахан» Ул.Эдиге-трасса ,18 Караев ДжамбулатАлибиевич |
|
|
|
|
|
|
|
Магазин «Оптика» Ул.Эдиге Салихова Сание Мусаевна |
|
|
|
|
|
|
|
Магазин «Компьютерные услуги» Ул.Эдиге, 10/6а Оразбаев Руслан Язманбетович |
|
|
|
|
|
|
|
банкетный зал «Абдулла» ул. Молодежная ,22 Узаиров Абибулла Калимуллаевич |
|
|
|
|
|
|
|
Кафе: «Фортуна» Ул.Терешковой Маушева Марина |
|
|
|
|
|
|
|
«Сказка» Ул.50лет Дагестана, 15 Абейдулаева Фируза Зейналовна |
|
|
|
|
|
|
|
АЗС ММКОЙЛ Ул.Эдиге 80/4 Аджигайтканова Зейнап Алимхановна |
|
|
|
|
|
|
|
СТО «Мурза» Ул.Терешковой УОС - 1 «А» Мурзаев Мурза Лабазанович |
|
|
|
|
|
|
|
СТО«Автозапчасти» Ул.Терешковой Уос-13/3 Юсупханов Рамазан Магомедович |
|
|
|
|
|
|
|
Гостиница «У Гульзары» ул.80 лет Ногайскому району,2 Эсмуханбетова Гульзара Еналиевна |
|
|
|
|
|
|
|
Аптека «Целитель» Ул.Абдулжалилова,1 Аджиев Заурхан Арсланалиевич
|
|
|
|
|
|
|
|
Вулканизация Эдиге 10/6 Сарсеев Шамиль Арсланалиевич |
|
|
|
|
|
|
|
Ремонт сотовой связи Ул.Эдиге 11/2а Оразбаева Зарема Исаевна |
|
|
|
|
|
|
|
Строительные материалы Ул.Эдиге Сариев Шамиль Бекетович |
|
|
|
|
|
|
|
Стоматология «Без боли» Ул.Эдиге Кулунчаков Асадулла Ялмагомедович |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
с.Червленные Буруны
|
Приведение фасада здания в надлежащий вид. Устройство перед зданием площадок из тротуарных плиток, установка урн для мусора
|
|
|
|
|
|
|
Банкетный зал, ул.М.Моховикова, Шамарова Гульзагира Алиевна |
||||||
|
Магазин ул.Н.Арсланова, 17 Абдулбариева Керима Айнадиновна |
|
|
|
|
|
|
|
магазин ул.Камо Сабутова, 18 Байгазиева Лира Серажутдиновна |
|
|
|
|
|
|
|
Магазин ул.Я.Абдулкадырова,13 ул.Я.Абдулкадырова,13 |
|
|
|
|
|
|
|
магазин ул.Я.Абдулкадырова,13 Аджимуллаева Еллетхан Зекерьяевна |
|
|
|
|
|
|
|
Магазин ул.Н.Арсланова, 17 Сабутова Ашухан Исмаиловна |
|
|
|
|
|
|
|
Магазин Центральная площадь Суюнова Гульнара |
|
|
|
|
|
|
|
Магазин ул.Камо Сабутова,45А Гаджиев Абдула Гаджиевич |
|
|
|
|
|
|
|
Магазин ул.Камо Сабутова,49Б Караева Альмира Арсланбиевна |
|
|
|
|
|
|
|
Магазин ул.Я.Абдулкадырова,15 Кутильгереева Э. |
|
|
|
|
|
|
|
Магазин Центральная площадь Шамсудинова Назлы Ахмедовна |
|
|
|
|
|
|
|
банкетный зал «Абдулла» Молодежная ,22 Узаиров Абибулла Калимуллаевич |
|
|
|
|
|
|
|
Кафе: «Фортуна» Ул.Терешковой Маушева Марина |
|
|
|
|
|
|
|
«Сказка» Ул.50лет Дагестана, 15 Абейдулаева Фируза Зейналовна |
|
|
|
|
|
|
|
АЗС: 1.ММКОЙЛ Ул.Эдиге 80/4 Аджигайтканова Зейнап Алимхановна |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
с.Кунбатар
|
Приведение фасада здания в надлежащий вид. Устройство перед зданием площадок из тротуарных плиток, установка урн для мусора
|
|
|
|
|
|
АЗС ул.Южная, 1 Агисов Замир Айнединович |
|
|
|
|
|
||
|
АЗС ул.Южная,2 Нургишиев Янтемир Абдулсаметович |
||||||
|
Банкетный зал ул.Асанова,7 Кошекбаев Сейдали Рамазанович |
|
|
|
|
|
|
|
Магазин ул.Кумукова,24 Джумаев Крымсолтан Элмединович |
|
|
|
|
|
|
|
Магазин ул.Курманалиева,1 Аджигеримова Зульфира Балманбетовна |
|
|
|
|
|
|
|
с.Нариман |
|
|
|
|
|
|
1 |
Магазин, ул. Н.Батырова,12 Джумаева Т.А. |
Приведение фасада здания в надлежащий вид. Устройство перед зданием площадок из тротуарных плиток, установка урн для мусора
|
|
|
|
|
|
2 |
магазин,ул.Зарманбетова,1 Джумаева З.А |
|
|
|
|
|
|
3 |
Магазин, ул. Н.Батырова,12А Джумаева А.А. |
|
|
|
|
|
|
4 |
магазин, ул.Н.Батырова,24 Ильясова Г.А. |
|
|
|
|
|
|
5 |
магазин ул.Аджиева А.М. Ильясова Г.А. |
|
|
|
|
|
|
6 |
Магазин, ул. Н.Батырова,5 Келуева З.А. |
|
|
|
|
|
|
7 |
магазин, ул. Аджиева А.М. Эсиргепова Е.С. |
|
|
|
|
|
|
8 |
магазин ул.Н.Арсланова,6 Арсланова Э.Я. |
|
|
|
|
|
|
9 |
магазин, ул. Юсупова,15а Сарсеева Е.Ю |
|
|
|
|
|
|
10 |
магазин, ул. Юсупова,17 Эдильбаева С.А. |
|
|
|
|
|
|
11 |
магазин, ул. Аджиева А.М. Бодениязова К.М. |
|
|
|
|
|
|
12 |
Магазин, ул. Н.Батырова,8 Балкаева А.Т. |
|
|
|
|
|
|
13 |
Магазин, ул. Н.Батырова,24 Айтманбетова З.А. |
|
|
|
|
|
|
14 |
Магазин, ул. Н.Батырова,6 Арсланова К.С. |
|
|
|
|
|
|
15 |
Магазин, ул. Н.Батырова,7 Тунгатарова А.С. |
|
|
|
|
|
|
16 |
Магазин, ул. Н.Батырова,3 Джумаева С.К. |
|
|
|
|
|
|
17 |
салон, ул. Аджиева А.М. Ильясова Г.А. |
|
|
|
|
|
|
18 |
швейная мастерская, ул. Н.Батырова,9 Аблезова Н.А. |
|
|
|
|
|
|
19 |
банкетный зал «Шат», ул. Аджиева А.М. Бекманбетова Р.Б. |
|
|
|
|
|
4. Мероприятия по инвентаризации уровня благоустройства объектов недвижимого имущества и земельных участков, предоставленных для их размещения, проведены в соответствии с Порядком инвентаризации благоустройства дворовых территорий, общественных территорий, территорий индивидуальной жилой застройки и территорий в ведении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденным приказом Минстроя Дагестана от 16 июня 2017 г. № 112.
По итогам проведения инвентаризации составлен Паспорт благоустройства территории по установленной форме.
5. Мероприятия по благоустройству территорий в рамках реализации Программы выполняются с учетом обеспечения доступности для маломобильных групп населения.
Организация мест отдыха в населенных пунктах должна осуществляться с учетом их доступности для «лиц с ограниченными возможностями здоровья».
В настоящее время почти треть населения муниципального района «Ногайский район» составляют люди, нуждающиеся в специфических условиях, (физически ослабленные лица) или «лица с ограниченными возможностями здоровья» – те, кто испытывает затруднения при самообслуживании и передвижении: инвалиды, больные-хроники и травмированные, престарелые, беременные, взрослые с малолетними детьми на руках или в колясках.
Формирование комфортной рекреационной среды, приспособленной для нужд инвалидов, предполагает, прежде всего, создание для них непрерывной коммуникационной инфраструктуры, охватывающей все элементы рекреационной зоны. Разнообразие функциональных элементов рекреационного объекта необходимо дополнять специальным мощением, пандусами, поручнями, подъемниками, сигнальными устройствами, визуальными ориентирами, специальными объектами «попутного» обслуживания, позволяющими получить услугу без выхода из автомобиля, особыми местами для парковки, туалетами. Парковая мебель должна обеспечивать возможность отдыха как инвалидов по зрению, так и инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках. Игровые площадки для детей желательно приспосабливать для пребывания на ней детей и взрослых с ограниченными физическими возможностями.
Дальнейшая реализация указанных мероприятий в муниципальных образованиях также проводится в рамках настоящей Программы, в соответствии с утвержденными дизайн - проектами благоустройства дворовых территорий и общественных территорий, в которых обязательно учитываются мероприятия по обеспечению физической, пространственной, информационной доступности городской среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
Перечень основных мероприятий Программы указан в Приложении № 1.
VIII. Прогноз ожидаемых результатов реализации Программы
Будет построена модель реализации проектов по благоустройству, связывающая все уровни власти (федеральный, региональный, муниципальный) и непосредственно жителей и создающая четкую модель движения в реализации проекта с заранее обозначенными правилами отбора и поддержки проектов.
3.Реализация на территориях муниципальных образований Ногайского муниципального района в 2018-2022 годах комплекса первоочередных мероприятий по благоустройству также приведет к:
созданию механизма и современной муниципальной нормативной правовой базы реализации мероприятий по благоустройству, отвечающих современным требованиям к созданию комфортной среды проживания граждан;
формированию системы конкурсного отбора проектов по благоустройству, предполагающей отбор лучших и востребованных гражданами проектов;
повышению качества городской среды на территориях реализации проектов;
дополнительному приросту рабочих мест.
При этом, предоставляемая республиканская субсидия поможет в реализации знаковых муниципальных проектов по благоустройству, что в свою очередь позволит вовлечь в реализацию проектов по благоустройству непосредственно граждан и бизнес, в том числе путем поощрения инициированных проектов гражданами или бизнесом. Тем самым создается сквозная («сверху вниз» и «снизу вверх») система вовлечения в процесс благоустройства конкретной территории и синхронизация действий власти, граждан и бизнеса.
IX. Описание методики проведения оценки
социально-экономической эффективности Программы
1. Оценка эффективности реализации Программы будет проводиться с использованием показателей выполнения Программы, мониторинг и оценка степени достижения целевых значений которых позволяют проанализировать ход выполнения Программы и выработать правильные управленческие решения.
2. Методика оценки эффективности Программы представляет собой алгоритм оценки в процессе (по годам реализации Программы) и по итогам реализации Программы результативности Программы исходя из оценки соответствия текущих значений показателей их целевым значениям.
3. Оценка результативности использования субсидии из республиканского бюджета осуществляется путем анализа выполнения установленных Соглашением обязательств, а также сравнения установленных целевых значений показателей их достигнутым значениям.
X. Вовлечение граждан, организаций
в процесс обсуждения и реализации Программы
1. Участие граждан, организаций в процессе обсуждения и реализации Программы осуществляется в соответствии с целевой моделью по организации общественного участия, а также вовлечению бизнеса и граждан в реализацию проектов благоустройства городской среды, разработанной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, и с Порядком представления, рассмотрения и оценки предложений заинтересованных лиц от 20 ноября № 228, Порядком проведения общественного обсуждения проекта Программы, утвержденных постановлением администрации муниципального района «Ногайский район» от 20 ноября 2017г. № 229 в следующих формах:
- совместное определение целей и задач по развитию дворовых и общественных территорий, инвентаризация проблем и потенциалов указанных территорий (применительно к дворовым территориям пределы инвентаризации и совместного принятия решений ограничиваются соответствующей дворовой территорий);
- организация широкого общественного участия в выборе общественных территорий, приоритетных для благоустройства;
- обсуждение и выбор типа оборудования, некапитальных объектов, малых архитектурных форм, включая определение их функционального назначения, соответствующих габаритов, стилевого решения, материалов, типов покрытий, озеленения, освещения и осветительного оборудования дворовой и общественной территории;
- согласование проектных решений с участниками процесса проектирования и будущими пользователями, включая местных жителей, предпринимателей, собственников соседних территорий и других заинтересованных сторон;
- осуществление общественного (контроля собственников помещений в многоквартирных домах – применительно к дворовым территориям) контроля над процессом реализации проекта по благоустройству муниципальной территории общего пользования и дальнейшей их эксплуатации (включая как возможность для контроля со стороны любых заинтересованных сторон, так и формирование рабочей группы, общественного совета проекта, либо наблюдательного совета проекта);
2. При реализации проектов по благоустройству дворовых и общественных территорий, обеспечивается информирование граждан, организаций о планирующихся изменениях и возможности участия в этом процессе путем:
- создания единого информационного интернет - ресурса (сайта или приложения) который будет решать задачи по сбору информации, обеспечению «онлайн» участия и регулярному информированию о ходе проекта, с публикацией фото, видео и текстовых отчетов по итогам проведения общественных обсуждений;
- работы с местными СМИ, охватывающими широкий круг людей разных возрастных групп и потенциальные аудитории проекта;
- вывешивания афиш и объявлений на информационных досках в подъездах жилых домов, расположенных в непосредственной близости к проектируемому объекту, а также на специальных стендах на самом объекте, в местах притяжения и скопления людей (общественные и торгово-развлекательные центры, знаковые места и площадки), в холлах значимых и социальных инфраструктурных объектов, расположенных по соседству с проектируемой территорией или на ней (поликлиники, ДК, библиотеки, спортивные центры), на площадке проведения общественных обсуждений (в зоне входной группы, на специальных информационных стендах). Стенды могут работать как для сбора анкет, информации и обратной связи, так и в качестве площадок для обнародования всех этапов процесса проектирования и отчетов по итогам общественных обсуждений.
- организация приема предложений о благоустройстве дворовых территорий в различных форматах (по электронной почте, нарочно (путем организации специального пункта приема предложений на территории уполномоченного органа).
4. В реализации проектов по благоустройству в рамках Программы, в соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан от 31 августа 2017 г. № 195, в период реализации Программы предусматривается трудовое участие граждан, организаций.
Участие граждан, организаций в трудовой (неденежной) форме выражается в:
- выполнении жителями неоплачиваемых работ, не требующих специальной квалификации, как например: подготовка объекта (дворовой территории) к началу работ (земляные работы, снятие старого оборудования, уборка мусора) и другие работы (покраска оборудования, озеленение территории, посадка деревьев, охрана объекта);
- предоставление строительных материалов, техники и т.д.;
- обеспечение благоприятных условий для работы подрядной организации, выполняющей работы и для ее работников.
Документами (материалами), подтверждающими трудовое участие являются отчет подрядной организации о выполнении работ, включающий информацию о проведении мероприятия с трудовым участием граждан, отчет совета многоквартирного дома, лица, управляющего многоквартирным домом о проведении мероприятия с трудовым участием граждан. При этом, в качестве приложения к такому отчету представляются фото-, видеоматериалы, подтверждающие проведение мероприятия с трудовым участием граждан с размещением их в средствах массовой информации, социальных сетях, информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее – сеть Интернет).
XI. Особенности осуществления контроля за реализацией
Программы в рамках Приоритетного проекта
Координацию и контроль за ходом выполнения Программы, в том числе за реализацией конкретных мероприятий в рамках Программы, организацию общественных обсуждений проекта Программы, оценку предложений заинтересованных лиц для включения в Программу, осуществляет общественная комиссия по оценке предложений заинтересованных лиц, осуществлению контроля за реализацией муниципальной программы «Формирование современной городской среды в муниципальном районе «Ногайский район» на 2018-2022 годы, образованная постановлением администрации муниципального района «Ногайский район» от 20 ноября 2017г. №229 (далее - общественная комиссия).
В состав общественной комиссии, в соответствии с Методическими рекомендациями по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды на 2018-2022 годов, утвержденными приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 апреля 2017 г. № 691/пр, включены представители органов местного самоуправления муниципального района «Ногайский район», местных отделений политических партий, общественных организаций, функционирующих на территории Ногайского района.
Организация деятельности общественной комиссии осуществляется в соответствии с Положением об общественной комиссии, утвержденным согласно типовой форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
При этом, проведение заседаний общественной комиссии осуществляются в открытой форме с использованием видеофиксации с последующим размещением соответствующих записей, протоколов заседаний в открытом доступе на сайте Администрации в сети Интернет.
Приложение № 1
к муниципальной программе
«Формирование современной городской среды
в муниципальном районе «Ногайский район»
на 2018-2022 годы
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ (ИНДИКАТОРЫ) МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ В МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ «НОГАЙСКИЙ РАЙОН» НА 2018-2022 ГОДЫ
№ |
Основные мероприятия |
Наименование показателя (индикатора) |
Ед. изм. |
Значения показателей по годам |
||||
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
||||
Благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов в сс. Терекли-Мектеб, Червленные Буруны, Карагас |
увеличение количества благоустроенных дворовых территорий многоквартирных домов |
ед.
|
7 |
9 |
11 |
11 |
11 |
|
Благоустройство общественных территорий в сс. Терекли-Мектеб, Нариман, Червленные Буруны, Кунбатар, Карагас, Ортатюбе (далее – муниципальные образования) |
увеличение количества благоустроенных общественных территорий;
увеличение доли площади благоустро енных общественных территорий, приходящихся на 1 жителя |
ед.
% |
5
70 |
10
130 |
15
170 |
21
210 |
26
250 |
|
Реализация комплексных проектов благоустройства территорий в муниципальных образованиях |
доля реализованных комплексных проектов благоустройства от общего количества реализованных проектов благоустройства |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
|
Проведение мероприятий по обеспечению физической, пространственной, информационной доступности городской среды для различных групп населения, в том числе создание безбарьерной среды для маломобильных граждан в зоне общественных пространств муниципальных образований |
доля дворовых и общественных территорий, благоустроенных с учетом их доступности для маломобильных групп населения |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Приложение № 2
к муниципальной программе
«Формирование современной городской среды
в муниципальном районе «Ногайский район»
на 2018-2022 годы
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ В МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ «НОГАЙСКИЙ РАЙОН» НА 2018-2022 ГОДЫ
Наименование программы |
Ответственный исполнитель программы |
Источник финансиро вания |
Объемы бюджетных ассигнований (тыс. рублей) |
||||||
всего |
в том числе по годам: |
||||||||
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
|||||
Муниципальная программа «Формирование современной городской среды в муниципальном районе Ногайский район» на 2018-2022 годы
|
Администрация муниципального района «Ногайский район» |
Всего, в том числе:
Федеральный бюджет
Республикан ский бюджет Республики Дагестан |
34922,0
33176,0
1746,0 |
6984,4
6635,2
349,2 |
6984,4
6635,2
349,2 |
6984,4
6635,2
349,2 |
6984,4
6635,2
349,2 |
6984,4
6635,2
349,2 |
|
|
|
|
Приложение № 3
к муниципальной программе
«Формирование современной городской среды
в муниципальном районе «Ногайский район»
на 2018-2022 годы
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ В МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ «НОГАЙСКИЙ РАЙОН» НА 2018-2022 ГОДЫ (далее – Программа)
Наименование контрольного события Программы |
Статус |
Ответственный исполнитель |
Срок наступления контрольного события (дата) |
||||
2017-2018гг. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. Проведение инвентаризации благоустройства дворовых территорий, общественных территорий (1 этап), территорий индивидуальной жилой застройки и территорий, находящихся в ведении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (2 этап) и подготовка паспортов благоустройства |
норматив ный правовой акт администра ции муниципального района «Ногайский район» (далее – Администрация) |
Администра ция |
31 декабря 2017 г.
1 апреля 2018 г. |
|
|
|
|
2. Заключение соглаше ний и обеспечение благоустройства терри торий индивидуальной жилой застройки и территорий, находящих ся в ведении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за счет средств указанных лиц |
Соглашения Администрации с собственни ами (пользо вателями) объектов недвижи мости |
Администра ция |
|
31 декабря |
|
|
|
3. Утверждение и опубликование порядка и сроков представления, рассмотрения и оценки предложений граждан о включении дворовой территории в Программу |
норматив ный правовой акт Администра ции |
Администра ция |
1 декабря 2017 г. |
|
|
|
|
4. Утверждение и опубликование порядка и сроков представления, рассмотрения и оценки предложений граждан, организаций о включении в Программу общественных территорий |
норматив ный правовой акт Администрации |
Администра ция |
1 декабря 2017 г. |
|
|
|
|
5. Утверждение и опубликование порядка общественного обсуждения проекта Программы
|
норматив ный правовой акт Администрации |
Администра ция |
1 декабря 2017 г. |
|
|
|
|
6. Создание муниципальной общественной комиссии по координации и контролю за реализацией Программы |
норматив ный правовой акт Администра ции |
Администра ция |
15 января 2018 г. |
|
|
|
|
7. Проведение общественных обсуждений и утверждение откорректированных правил благоустройства территорий муниципальных образований муниципального района «Ногайский район» |
норматив ные правовые акты органов местного самоуправления муниципальных образований |
Администра ция |
1 ноября 2017 г. |
|
|
|
|
8. Разработка (внесение изменений) и опубликование для общественного обсуждения (со сроком обсуждения не менее 30 дней) проекта Программы |
проект Программы |
Администра ция |
31 ноября 2017 г. |
31 ноября
|
31 ноября
|
31 ноября
|
|
9. Утверждение (внесение изменений) Программы
|
норматив ный правовой акт Администра ции |
Администра ция |
31 декабря 2017-2018 гг. |
31 декабря |
31 декабря |
31 декабря |
|
10. Подготовка и утверждение с учетом обсуждения с заинтересованными лицами дизайн-проектов благоустройства дворовых и общественных территорий, включенных в Программу |
утвержден ные дизайн-проекты, размещен ные на сайте Администра ции |
Администра ция |
1 марта 2018 г. |
1 марта 2019 г. |
1 марта 2020 г. |
1 марта 2021 г. |
1 марта 2022 г. |
11. Заключение соглашения о предоставлении субсидии из республиканского бюджета РД бюджету муниципального района «Ногайский район» на поддержку Программы (далее – Соглашение) |
соглашение |
Администра ция |
1 апреля 2018 г. |
1 апреля
|
1 апреля
|
1 апреля
|
1 апреля
|
12. Назначение ответственного лица и регулярное размещение информации в модуле «Формирование комфортной городской среды» государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) в течение всего периода реализации Программы |
справка информция |
Администра ция |
15 января 2018 г.
|
|
|
|
|
13. Представление ежеквартальных отчетов и отчета об исполнении Соглашения в Минстрой РД |
отчет |
Администра ция |
ежеквартально до 10 числа следующего месяца |
ежеквартально до 10 числа следующего месяца
10 января
|
ежеквартально до 10 числа следующего месяца
10 января
|
ежеквартально до 10 числа следующего месяца
10 января
|
ежеквартально до 10 числа следующего месяца
10 января 2022-2023 гг. |
Приложение № 4
к муниципальной программе
«Формирование современной городской среды
в муниципальном районе «Ногайский район»
на 2018-2022 годы
XII. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, ОБСУЖДЕНИЯ С ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМИ ЛИЦАМИ
И УТВЕРЖДЕНИЯ ДИЗАЙН-ПРОЕКТОВ БЛАГОУСТРОЙСТВА ДВОРОВЫХ
И ОБЩЕСТВЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ ПРИ ВКЛЮЧЕНИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В МУНИЦИПАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ «ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ
ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ В МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ
«НОГАЙСКИЙ РАЙОН» НА 2018-2022 ГОДЫ (далее – Программа)
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящий Порядок регламентирует процедуру разработки, обсуждения с заинтересованными лицами и утверждения дизайн-проектов благоустройства дворовых территорий и общественных территорийпри включении предложений в Программу (далее – Порядок) и разработан в соответствии Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.2017 г. № 169 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды» и Правилами благоустройства территорий муниципальных образований муниципального района «Ногайский район», в целях обеспечения единой концепции архитектурного облика городской среды в сс. Терекли-Мектеб, Нариман, Червленные Буруны, Кунбатар, Карагас, Ортатюбе (далее – муниципальные образования).
1.2. Под дизайн-проектами благоустройства дворовых территорий и общественных территорий, включаемых в Программу понимается графический и текстовый материал с описанием работ и мероприятий, предлагаемых к выполнению (далее – дизайн проект). Дизайн-проект разрабатывается в виде проектно-сметной документации по благоустройству - архитектурных, планировочных, ландшафтных, дизайнерских, инженерно-технических решений, в том числе деталей и узлов, необходимых и достаточных для производства строительно-монтажных работ.
2. РАЗРАБОТКА ДИЗАЙН-ПРОЕКТОВ
2.1. Разработка дизайн-проектов осуществляется в соответствии с Правилами благоустройства территорий муниципальных образованиймуниципального района «Ногайский район», требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также действующими строительными и иными нормами и правилами, с учетом мероприятий по обеспечению физической, пространственной, информационной доступности дворовых и общественных территорий для инвалидов и маломобильных групп населения.
2.2. До начала разработки проекта комплексного благоустройства территории осуществляется предпроектный анализ и формирование видения проекта – определение границ участка проектирования, анализ существующего положения, выявление индивидуальных особенностей и проблем территории, сбор исходных данных, а также идей и пожеланий местных жителей. Результаты взаимодействия заинтересованных лиц оформляются и визуализируются для обеспечения максимально широкого доступа.
2.3. Дизайн-проект разрабатывается с учетом единого подхода к формированию современной комфортной городской среды и включает в себя текстовую (описательную) часть и графическую часть, в том числе в виде визуализированных изображений предлагаемого проекта.
Текстовая часть включает в себя следующие разделы:
- общая пояснительная записка;
- фотофиксация и описание существующего положения и объектов.
Графическая часть включает в себя:
- схему планировочной организации территории;
- план расстановки малых архитектурных форм и оборудования,
- спецификацию малых архитектурных форм и элементов;
- 3D-визуализацию (не менее двух изображений).
2.4. Разработка дизайн-проектов осуществляется администрацией муниципального района «Ногайский район» (далее – Администрация) в течение пяти дней со дня утверждения общественной комиссией по оценке предложений заинтересованных лиц, осуществлению контроля за реализацией муниципальной программы «Формирование современной городской среды в муниципальном районе «Ногайский район» на 2018-2022 годы (далее - общественная комиссия) протоколов оценки (ранжирования) заявок заинтересованных лиц на включение в адресные перечни дворовых и общественных территорий Программы.
2.5. Разработка дизайн-проектов благоустройства дворовой территории многоквартирного дома осуществляется с учетом минимального перечня работ по благоустройству, установленного Правительством Республики Дагестан.
3. ОБСУЖДЕНИЕ, СОГЛАСОВАНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ
ДИЗАЙН-ПРОЕКТОВ
3.1. Для обсуждения с заинтересованными лицами, разработанные дизайн - проекты размещаются на официальном сайте Администрации.
3.2. В целях согласования дизайн-проектов благоустройства дворовых территорий многоквартирных домов, Администрация уведомляет уполномоченное лицо, которое вправе действовать в интересах всех собственников помещений в многоквартирном доме, придомовая территория которого включена в адресный перечень дворовых территорий проекта Программы (далее – уполномоченное лицо), о готовности дизайн-проекта в течение 1 рабочего дня со дня его изготовления.
3.3. Уполномоченное лицо обеспечивает обсуждение, согласование дизайн - проекта, для дальнейшего его утверждения в срок, не превышающий 3 рабочих дней.
3.4. Одобренные общественной комиссией дизайн-проекты с указанием адресов размещения объектов утверждаются главой Администрации в течение двух рабочих дней. Дизайн-проекты утверждаются в двух экземплярах, один экземпляр направляется в Минстрой РД, другой хранится в Администрации.
4. ПОРЯДОК ПОДАЧИ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ОБСУЖДЕНИИ С ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМИ ЛИЦАМИ ДИЗАЙН-ПРОЕКТОВ
4.1. Заявка на участие в обсуждении дизайн-проекта дворовой территории многоквартирного дома и (или) общественной территории муниципального образования (далее – Заявка) подается заинтересованным лицом в Администрацию в письменной форме в срок, установленный в сообщении о проведении отбора дворовых и общественных территорий и подлежит обязательной регистрации в журнале учета входящей корреспонденции.
Срок подачи Заявок должен составлять не более 14 календарных дней с момента опубликования сообщения на сайте организатора обсуждения с заинтересованными лицами дизайн-проектов.
Все листы Заявки и прилагаемые документы должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка должна быть скреплена печатью участника обсуждения (для юридических лиц) и подписана участником обсуждения.
4.2. К Заявке прилагаются следующие документы:
1) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в котором определен состав заинтересованных лиц из числа собственников помещений для участия в обсуждении с заинтересованными лицами дизайн-проектов дворовых территорий многоквартирных домов;
2) дизайн-проект с внесенными изменениями с учетом технической возможности, и без изменения проектно-сметной документации.
4.3. Рассмотрение Заявок осуществляется общественной комиссией, в соответствии с требованиями, установленным настоящим Порядком, о чем составляется протокол заседания комиссии (далее – Протокол), в котором в обязательном порядке оцениваются Заявки всех участников, с указанием изменений и другой информации.
4.4. Протокол подписывается всеми членами комиссии, присутствовавшими на заседании и размещается на официальном сайте Администрации и в средствах массовой информации в течение трех рабочих дней с момента его подписания.
В случае, если по окончании срока подачи Заявок подана только одна Заявка на участие в обсуждении, комиссия рассматривает указанную Заявку.
Если Заявка соответствует требованиям и условиям настоящего Порядка работы, указанные в проектно-сметной документации, должны выполняться в соответствии с внесенными изменениями в дизайн-проект.
В случае признания обсуждения несостоявшимся работы выполняются по ранее согласованному дизайн-проекту.
Приложение
к Порядку разработки, обсуждения
с заинтересованными лицами и утверждения
дизайн-проектов благоустройства
дворовых и общественных территорий
при включении предложений в Программу
ЗАЯВКА
на участие в обсуждении с заинтересованными лицами
и утверждении дизайн-проектов
Дата _________________
Куда: Администрация муниципального района «Ногайский район»: с. Терекли-Мектеб, ул. Карла Маркса д. 15
Наименование участника обсуждения ______________________________________
Местонахождение участника обсуждения____________________________________ ________________________________________________________________________
(юридический адрес и почтовый адрес, местожительства)
ИНН, ОГРН, КПП (для юридического лица) __________________________________
Паспортные данные (для физического лица)__________________________________
Номер контактного телефона (факса)________________________________________
Изучив порядок проведения обсуждения с заинтересованными лицами
дизайн - проектов ________________________________________________________
(наименование участника отбора)
в лице __________________________________________________________________
(наименование должности и Ф.И.О., подписавшего заявку)
изъявляет желание участвовать в обсуждении дизайн - проекта.
Предлагаем внести изменения_______________________________________________ ________________________________________________________________________
(вид работ, адрес территории)
Протокол заседания комиссии просим Вас письменно направить в адрес уполномоченного представителя: __________________________________________
________________________________________________________________________
(ФИО представителя, адрес)
К настоящей заявке прилагаются документы на ____ л.
Должность _____________________________________________________________
(подпись, фамилия, имя, отчество подписавшего заявку)